Alice_Malahova (Детские страхи) затронула тему детских комплексов и переживаний. Действительно, наверное, у каждого из нас есть сундучок воспоминаний, свидетельствующих о том, насколько серьёзны и даже тяжелы могут быть чувства, испытываемые детьми, раз они остаются в памяти на всю жизнь. И это не только страхи, но и нелепые ситуации, за которые становится неловко даже спустя много лет, как, например, вот эта, связанная с моей учительницей в 1 классе. Хотя, пожалуй, сначала надо рассказать о другой учительнице, самой первой, тоже в первом классе, но проработавшей с нами недолго.
Лидия Макаровна – красавица с тёмными волнистыми волосами, в красном платье, всегда недовольная нами, первоклашками. Сейчас я понимаю, что она просто не любила детей, иначе, чем можно объяснить негодование, с которым она обращалась к опустившему голову маленькому семилетнему пацану. Её крик я помню до сих пор: «Нет такого слова – «спервА», есть слово «сначала»!
А кошмар, который я пережила на празднике прощания с букварём! Учительница по очереди вызывала нас к доске и вручала книжки в подарок. Но весь ужас заключался в том, что книжки, оказывается, должны были заранее принести наши родители, и тем несчастливцам, для кого книг не было, учительница гневно выговаривала: «А тебе книги нет! Придёшь домой, скажи своим родителям – спасибо вам, мама и папа, за то, что вы устроили мне такой праздник»! Я сидела, сжавшись, в ожидании такого же позора, с тоской ожидая, когда учительница дойдёт почти до конца списка и вызовет меня. Я не слышала, чтобы дома говорили о книжке, которую надо отнести в школу, и была уверена, что её не будет. Но всё обошлось. Я получила подарок и до сих пор помню весёлую голубую обложку этой книжки детских стихов.
Позже я вспомнила, что за несколько дней до этого мероприятия в класс с таинственной улыбкой на лице заходила моя старшая сестра, учившаяся в четвёртом классе, но я не придала этому значения, а от меня всё скрыли из лучших побуждений, ведь предполагалось, что вручение книг будет сюрпризом для детей. Лидия Макаровна же все карты раскрыла и превратила праздник в кошмар, который я помню всю жизнь.
Почему её убрали от нас? Не знаю, но вскоре к нам пришла новая учительница, Зинаида Фёдоровна. Она была совершенно другой – весёлой, доброжелательной, хотя и строгой. Один раз она оставила нас одних и попросила старшеклассника (наверное, из 3-4 класса! :) побыть с нами. Мы ужасно, как тогда говорили, балдели, и Зинаида Фёдоровна, вернувшись, очень нас всех ругала. Посмотрев на меня, она сказала: «И ты хороша!». Мне стало обжигающе стыдно, ведь я, поддавшись всеобщему веселью, тоже дразнила того старшеклассника и даже нахально ткнула пальцем в книгу или картинку, которую он нам показывал! Зинаиду Фёдоровну мы все очень любили.
И вот в моей детской жизни произошло важное событие, можно сказать, судьбоносное. Мы переехали в другую квартиру, и я пошла в другую школу. Об этой школе, в которой я проучилась девять лет, которую окончила, тоже есть много воспоминаний, но тогда, в первое время, я очень скучала по своей учительнице, переживала, что больше не учусь у неё, постоянно о ней вспоминала. И однажды я увидела её на улице. Зинаида Фёдоровна шла мне навстречу и улыбалась. Я настолько растерялась, что не поздоровалась с ней! Она тоже не остановилась, может быть, подумала, что я её забыла. А мне до сих пор стыдно. Ну почему я прошла мимо?
Вспоминая детские эмоции, мне ещё хочется рассказать о своей сестре, точнее, о том, как я воспринимала её в те годы. Это сейчас разница в три года совершенно незаметна, но тогда!
Детский сад. Я в малышовой группе. Мне поставили укол (прививку), я столько пережила, мне плохо. И вот откуда-то появляется моя сестра, обнимает меня и так, в обнимку, мы идём с ней по длинному (так мне казалось) коридору.
Школа. Первый класс. Я болела, пропустила несколько дней, пришла в школу и узнала, что сегодня класс от карандашей переходит к ручкам. Да, была раньше такая методика: сначала дети учились выводить палочки в тетрадках карандашами. Я помню, как писала их строго по напечатанным наклонным линиям, когда выполняла домашнюю работу, с тоской думая о том, что до конца строчки ещё очень далеко. А теперь мы будем писать ручками, а я не знала и не принесла её. Проблема! Что делать? Переживаю ужасно. И тут, как волшебная фея, появляется моя сестра (откуда узнала?) и приносит мне свою ручку. Не ту, новенькую, что лежит дома в большой коробке "Подарок первокласснику", а испачканную чернилами, видавшую виды, ручку. Но это спасение! Я никогда не спрашивала у сестры, как же она сама обошлась без ручки, как вышла из положения. Конечно, она же была «большая», на целых три долгих года старше меня!
Мы с сестрой сидим после школы на кроватях в нашей с ней комнате. Сестра весело рассказывает мне о событиях дня: что было на уроках, что опять натворил Гришка Чувашлёв, что сказала Рыса Иванна (Раиса Ивановна). Я слушаю с восторгом. Эта взрослая жизнь кажется мне невероятно захватывающей. Да и книгу сестра читает соответствующую - "Шестиклассники".
Вот такие воспоминания
Journal information